Памяти Б.И. Тихомирова
8 мая исполнилось 75 лет со дня рождения выпускника филиала набора 1964 г. Тихомирова Бориса Ивановича. Почти полвека он посвятил работе в АО «Казанский Гипронииавиапром», куда уехал по распределению после окончания вуза. В этой организации он прошел путь от инженера до генерального директора. Многолетний труд и служение своему делу были отмечены многочисленными наградами. Борис Иванович — заслуженный машиностроитель ТАССР и заслуженный строитель РТ и России. Лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники. Почетный авиастроитель, почетный гражданин Казани. |
|
Награжден почетными грамотами Госстроя России, Министерства авиационной промышленности РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства строительства и ЖКХ РТ, медалями "В память 1000-летия Казани", орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, медалью "За боевое содружество" МВД РТ, орденом "Ломоносова". |
Борис Тихомиров - упрямый оптимист, который проектировал будущее
М. Хвостанцев. Воспоминания
Смоленская молодость
Далёкий 1960 год. Середина Хрущёвской оттепели. Советская ракета Р-7Б установила мировой рекорд дальности полёта. Рижский завод ВЭФ выпускает первый в СССР транзисторный радиоприёмник « Спидола».
А у нас в 7 средней школе заканчивается обычный урок. Массивная дверь в класс медленно открывается и входит завуч, физик А.В. Буевич, держа за руку худенького мальчика. «Ребята, познакомьтесь! Это Боря Тихомиров, он приехал к нам с Крайнего Севера и будет учиться в вашем классе», – торжественно произнёс завуч. «Боря, выбирай, где бы ты хотел сидеть». Боря крутит головой, медленно осматривает удивлённый класс и садится ко мне за ближайшую парту. Это был явно не лучший выбор, с точки зрения учителя, так как парта была крайней к двери и я там появился недавно в наказание за ненадлежащее поведение. Но выбор сделан. Познакомились.
На перемене пошел показывать школу, он внимательно слушал и почти не спрашивал. На мои вопросы «ты откуда и что ты там делал 13 лет» – ответа не последовало. Я этого не знаю и сейчас. За одним единственным исключением. Борис вообще не рассказывал о себе 60 лет, предпочитая другие темы.
Наша 7-я средняя школа имени Н.М. Пржевальского (ныне 1-я гимназия) расположена в самом центре города в сотнях метров от крепостной стены, университета и областной администрации между парками Блонье и Лопатинским садом и является наследницей первых гимназий России, созданных по повелению Екатерины Второй (1786г.) и Указу Александра Первого (1804г.). Смоленская гимназия – третья в России после Московской и Тверской, её здание построено в 1864 году.
Выпуск 1964 года. 11-й «А» класс
Семья Тихомировых, отец, мать, младший брат и Борис, поселилась в конце улицы Краснофлотской, на живописном берегу Днепра, рядом с церковью Михаила Архангела 12 века (загородная охотничья церковь Смоленских князей) и вблизи места убийства князя Глеба на реке Смядынь в 11 веке.
В ясную погоду было видно, как за Днепром с рёвом садятся и взлетают реактивные самолёты. Военный аэродром и Смоленский авиационный завод, построенный ещё в1920 году, располагались в черте города. До школы более 4 км по пересечённой местности. Но это того стоило – так решили родители. Боря трудно адаптировался, стоически догонял по большинству предметов, но ему всегда нравилось учиться. За год догнал, отогрелся и больше ничем не отличался от нас.
Мы жили в школьном замке с высокими потолками, просторными классами, длинными коридорами, изразцовыми печами, топившимися дровами, с чугунной межэтажной лестницей, с гипсовым бюстом В.И.Ленина, с вечно засаленным подбородком на первом этаже у входа. В замке витали духи прежних учеников Пржевальского и многих других, верно служивших Отечеству. Вокруг многовековая история России. Директор школы, историк Всеволод Петрович Дроздов, читал нам на уроке газеты царской России начала 20 века, из которых мы узнали, как в городе впервые появились электричество и трамвай. Он же, рассказывая нам краткую историю марксизма, поведал, что основным жизненным принципом молодого Маркса было: «Подвергай всё сомнению». Другим нашим авторитетом был школьный завхоз и по совместительству учитель допризывной военной подготовки, офицер-фронтовик Михаил Иванович Аугенберг, по прозвищу «таракан». Если на миг представить, что герой нашего земляка А.Т.Твардовского Василий Тёркин прошёл войну, стал офицером, вышел на пенсию и стал школьным учителем – получится Михаил Иванович. Носитель бесподобного народного языка, знаток жизненной мудрости и неповторимого командного голоса. Большинство учителей были профессионалами своего дела: сказывалась близость университета.
Уроки физики, математики, химии, географии, литературы были интересными, порой увлекательными. Регулярные посещения музеев, исторических мест, кинотеатров с показом лучших литературных экранизаций были неотъемлемыми частями нашего образования и воспитания. Это породило на всю жизнь страсть к познанию и любовь к книгам. Наши родители выписывали массу газет и журналов, а специально для нас – научно-популярные: «Технику молодёжи», «Науку и жизнь», «Знание – сила», «Вокруг света». Боря зачитывался приключениями, фантастикой, детективами, мемуарами, почти наизусть знал «Двенадцать стульев» и «Золотого телёнка». Любил играть в шахматы, но очень не любил проигрывать. Помню двухмесячный матч, когда мы попеременно играли у него и у меня дома к восторгу родителей. Значительная часть свободного времени уделялась спорту. Однажды на уроке физкультуры нас построили и представили тренера института физкультуры по борьбе А.П. Хренова. Он красочно описал наше тщедушное текущее состояние, недостойное настоящих мужчин, и пообещал сделать из нас богатырей, если будем упорно тренироваться. Многие, в том числе Боря и я, записались в секцию. Это был ад двухчасовых тренировок два-три раза в неделю и жестких соревнований. Навсегда запомнились слова тренера: «Перед схваткой ты готов, ты силён как никогда, ты должен победить, ты вытрешь им ковёр!!!» и т.д. Ты заламываешь противника, вытираешь им ковёр и из последних сил пытаешься положить на лопатки. Вокруг ковра тренер, команда, болельщики (особенно девушки) истошно кричат, орут «дожать, дожать, дожать», а силы уходят….дож..! Вот и у Бори навсегда осталось «ты готов…и…дожать». Рождался бойцовский характер. Это было нелишним. Существовала и другая, теневая, сторона жизни. Во дворах и на улицах почти повсеместно была своя, пацанская, власть и надо было уметь себя защищать. Наш класс был интернациональным по составу, был даже ассириец Витя Армуз, но для нас это не имело никакого значения. В классе был лучший ученик по оценкам и поведению Вася Зайцев, так считали учителя, так считали и мы. С этим были согласны и наши родители. В классе был инвалид. В классе была молодая мама, жизнерадостная Люба, вышедшая замуж по специальному разрешению в 16 лет и призывавшая нас быстрее жениться. Мы были похоже одеты, жили в похожих квартирах, всегда были немного голодными и безденежными. Мы соглашались, что во всех бедах виноват мировой империализм. Все были пионерами и комсомольцами. Таков был послевоенный общественный договор и линия партии. Таким был и Борис Тихомиров. Он немного отличался от других своей закрытостью, отсутствием энтузиазма и общественной активности, сомнениями и иронией, трудолюбием и чувством собственного достоинства. И ещё. Похоже, у него была Миссия.
Однажды в девятом классе я поделился с Борей опасением, что на Днепре перестала ловиться крупная рыба. «А ты попробуй ловить на кораблик, мы на севере, на Печоре, ловили хариуса, а теперь ловим с отцом жереха и головля на Днепре», – сказал Боря. «А это как?» – удивился я. «Надо сделать кораблик из дерева, управлять им на быстром течении издалека с берега с помощью лесковых тяг. На кораблике крепится рабочая леска с поводками, на крючки которых насаживаем мух, стрекоз или кузнечиков. Они шлёпают по воде, и рыба клюёт. Подсекаем и с помощью кораблика доставляем к берегу». «Сказка, да и только», – нервно рассмеялся я. «А ты попробуй», – сказал Боря и начал рисовать чертёж. Я сделал кораблик и всю оснастку по чертежу, наловил мух и пошел на Днепр ловить головля. Кораблик поплыл, но быстро запутался в лесках и крючках и пристал к берегу. Рыбаки на берегу ржали от души. На следующий день я предъявил автору проекта результаты кораблекрушения и сказал всё, что я о нём думаю. Тот грустно покачал головой и пригласил меня на рыбалку к мосту у города Красный. Они с младшим братом Володей и отцом на моих глазах за час поймали несколько крупных рыб, а затем доверили управление кораблём мне. И опять всё запуталось. Дома я на миллиметровке в масштабе воспроизвёл кораблик, который они мне подарили, береговую линию, течение, мост, направление ветра, геометрию, лес и их точки крепления, крючки, рыбу, рыбака и попытался понять, как это работает. Вроде понятно, но почему путается? Как же это делал Боря в 10-13 лет на Крайнем Севере? Боря классный рыбак или шаман? Возможно, он обладал природным видением сложных динамических систем. Такие случаи описаны в истории науки и искусства, например, проект двойного купола Филиппа Брунеллеске.
В школе была и открытая конкуренция (конкурсы и соревнования) и закрытая (кто лучший ученик и авторитет). Наш «А» класс лидировал в спорте и гуманитарных науках, а соседний «Б» – в математике и физике. У них были победители и призёры всесоюзных олимпиад. Мы дружили и тесно общались, что способствовало популярности этих наук. При подготовке к вступительным экзаменам в институт мы тренировались по задачникам олимпиад по физике и математике, поэтому все их успешно сдали.
Однажды в нашей бурной школьной жизни случился неожиданный поворот. Партия и правительство решили, что нам остро необходима производственная практика и добавили на это ещё один год. Нас послали на смоленскую мебельную фабрику. Мы были рабочими на станках и стапелях в полном технологическом цикле от приёма и сушки древесины до покраски и упаковки мебели. Всем присвоили разряды и платили зарплату. После смены, оглохшие и жёлтые от пыли, мы вспоминали наши неуклюжие парты и шли с работягами к пивному ларьку. Познавательная экскурсия в реальную жизнь. На полученную зарплату компанией отправились в Крым. Лишний год в школе оказался очень кстати.
Последний, одиннадцатый год в школе, – это экзамены на аттестат зрелости и выбор жизненного пути. Борис уверенно сдал экзамены и получил аттестат с оценками «хорошо» и «отлично». Навсегда запомнился выпускной вечер и ночное гуляние по древнему Смоленску. Мы прощались с нашей классической и мудрой школой и клялись в вечной дружбе.
Выпускной вечер, 1964 г.
Инженерная карьера наиболее соответствовала нашим интересам и увлечениям, мнению родителей и появлению в Смоленске первого технического вуза - Смоленского филиала Московского энергетического института. Последнюю точку поставил разговор с моим отцом, рассказавшим нам с Борей о перспективах научно-промышленного комплекса радиоэлектроники и энергетики в Смоленской области. Мы решили поступать в СФ МЭИ. Готовились самостоятельно всё лето, перерешали сотни задач по физике и математике. Если не получалось, разбирали вместе. Конкурс был семь человек на место. Мы поступили и, радуясь, сошлись на том, что наиболее сложным был экзамен по русскому языку и литературе. Бориса зачислили на специальность «Электропривод и автоматизация промышленных установок», меня – на «Автоматику и телемеханику». Шёл 1964 год. Сборная команда СССР выиграла Токийскую олимпиаду, завоевав 25 медалей с отрывом в 13 медалей от второго места. Советский Союз ввёл в строй нефтепровод «Дружба» и радиостанцию «Маяк». 12 октября мир был потрясён запуском в космос первого многоместного космического корабля с тремя космонавтами на борту. Нобелевская премия по физике за работы в области квантовой электроники была присуждена советским учёным Басову и Прохорову. В то же время мир стал на грань войны: США начали бомбардировки Вьетнама. Неожиданно 14 октября поступило сообщение о смещении Н.С.Хрущёва. Наступил конец оттепели и началась эпоха застоя.
Первый день студента в институте начинался со знакомства в группе. Группы формировались не по оценкам и пожеланиям, а весьма оригинальным образом. С начала несколько отличников, затем несколько спортсменов, обязательно дембеля из армии и передовики производства (из них назначался староста), несколько девушек, остальные по оценкам и заявкам. Ещё не было ни одного выпуска инженеров-электриков, отсутствовала необходимая лабораторная база, не были полностью укомплектованы выпускающие кафедры. Было много молодых преподавателей, вчерашних студентов и аспирантов. Не было бюрократии. Было самоуправление. Всеволод Илларионович Пищиков, молодой учёный, занимавшийся в МЭИ магнитногидродинамическими генераторами, был назначен директором филиала. Оптимист, человек неисчерпаемой энергии, глубокой эрудиции и культуры, он был близок как преподавателям, так и студентам. Лидер коллектива, в котором царил дух новаторства и поиска своего пути.
Мы с Борей входили в 4-й набор студентов. Смоленский филиал МЭИ активно строился, не был готов главный корпус, и мы зачастую помогали строителям. Но учебный процесс не прерывался, и сразу стало понятно, что всё по-серьёзному и не всем удастся преодолеть первый рубеж – математический анализ. Курс высшей математики вела кандидат физико-математических наук Ирина Леонидовна Бабинская, ученица академика Александрова, математик с результатами мирового уровня. Лекции были совершенны, как скрипичный концерт. Но для понимания требовали чуть-чуть абстрактного мышления. В аудитории слышались вздохи - куда мы попали? |
Б.И. Тихомиров, 1970 г. |
Потребовалась беспрецедентная мобилизация всех ресурсов, чтобы успешно сдать первый экзамен по высшей математике. Это было публичное испытание на наличие интеллекта, все волновались. Остальное было полегче, но к концу первой сессии все буквально падали без сил. Борис экзамены не любил. Считал их необъективным способом оценки знаний и умений. Любознательный от природы, он неторопливо и досконально изучал каждый объект, обдумывал постановку и решал задачу. Иногда он неправильно понимал вопросы экзаменатора. Не решить задачу для него было подобно проигранной шахматной партии – нестерпимо больно и позорно. Каждый экзамен сопровождался гигантским выбросом нервной энергии. Бывали срывы. Но все решённые задачи раскладывались по полочкам и запоминались.
Вернувшись с каникул, мы обнаружили активную культурную жизнь. Начинал репетиции Молодёжный Эстрадный Театр, собирали эстрадный оркестр, организовывали КВН. Это была инициатива студентов без каких - либо массовиков затейников и парткома. Комсомольские начальники Юра Николаев и Паша Эстрин помогали и сами участвовали. Мы с Борей учились на разных факультетах и в разных группах. Но оказалось, что таланты сконцентрировались именно у нас. Аккордеонист и ударник оркестра, пятеро танцовщиц из наших групп – все дружны.
Мы исправно посещали их концерты, вечеринки, гуляли от души. Боря был основным критиком команды КВН нашего курса. Критика была его стихией.
Однажды в перерыве между лекциями Борис подошёл ко мне с улыбающимся парнем и представил: «Леонид Валерианович Прокопович, из нашей группы». Познакомились. Постепенно стало понятно, что именно он является неформальным лидером в их группе. Обладатель народной харизмы, упорный, целеустремлённый, он успешно разрешал конфликты, хорошо учился и был единственным, кто влиял на Тихомирова, был его другом и экспертом всю жизнь. Прирождённый предприниматель, единственный смолянин - участник международных экономических форумов в Давосе, создатель первого в России успешного промышленного инвестиционного проекта с Европейским Банком Реконструкции и Развития.
Электрическая схема актива группы ЭП-64, 1970 г.
Среди студентов было много желающих заниматься спортивной борьбой. Работала секция самбо, которую на общественных началах тренировал преподаватель кафедры электрических машин Юрий Божин. Мы с Борей организовали и тренировали секцию вольной борьбы. Институтская команда участвовала в первенствах города и области. Однажды нам доверили проведение всесоюзных соревнований спортивного общества «Буревестник» по вольной борьбе в спортзале нашего института. Был аншлаг.
Начиная со второго курса стало возможным работать летом в стройотрядах на электрификации сельских районов Смоленской области. Мы с воодушевлением откликнулись на призыв и несколько лет подряд работали электромонтажниками. Жизнь по уставу, «сухой» закон. С раннего утра и до вечера, невзирая на погоду, через леса и болота прорубали просеки, ставили опоры, натягивали провода, устанавливали трансформаторы и разъединители, на глазах изумлённых крестьян сверлили стены деревянных изб, делали внутридомовую проводку и ввинчивали лампочку. Нас боготворили. Вечером с песней шли в клуб на танцы. Мы делали план. Отчитывались. Штаб нас проверял. Однажды прибыла комиссия во главе с Павлом Эстриным. Всех построили, пересчитали личный состав, выслушали просьбы, отобедали нашей кухни и пошли в местный магазин. Эстрин осмотрел товары на полках, помрачнел и, обращаясь к продавщице, произнёс: «Скудноват ассортимент, ребятам с устатку и выпить нечего». «Как!!? У нас всегда есть. Вот вчера электрики взяли последний ящик апельсиновой», – промолвила продавщица.…Дежа вю. Но снабжение улучшили. Появился выбор. Прекрасное время! Сотни студентов СФМЭИ, включая Тихомирова, Прокоповича и Хвостанцева, приобрели рабочие специальности энергетиков, хорошо заработали и завершили электрификацию Смоленской области.
Много времени в институте выделялось общественным наукам. Мы, первое послевоенное поколение, по рождению были патриотами. В капиталистическом мире видели коварных врагов, готовых на нас напасть. Общественные науки казались логичными, но многословными и нестрогими, да и науки ли они или полухудожественная литература? Какое отношение они имеют к нашей инженерной профессии? Но то, что происходило в стране и во власти, всех нас касалось и вызывало постоянные споры. Кто виноват и что делать? Череда великих гениальных вождей, в одночасье объявленных шпионами и врагами народа. Может, они все такие, только некоторые, которые похитрее, лучше маскируются? Преобладало мнение, что наверху бардак. Что делать? Послать наверх учёных, технарей и военных. В этих политических баталиях Борис занимал позицию монархиста-коммуниста. Мы регулярно участвовали в Первомайских демонстрациях. Критические настроения прекрасно отражались в анекдотах, вызывамый ими смех был лучшим протестом. Боря преданно любил анекдоты, его цепкая, огромная память была для них настоящим музеем.
В институте была военная кафедра и мы получали военную специальность «элетрооборудование самолётов». Заведовал кафедрой полковник Александр Иванович Пономарёв. Казалось, что в авиации он знает всё, до винтика. Человек высочайшей инженерной культуры мог объяснить, как работает любой прибор, пушка или двигатель, а также самолёт как система. Собственно самолёт в натуре, только разобранный на работающие узлы и агрегаты, был здесь же, в лаборатории на кафедре. Александр Иванович знал динамику полетов, критические режимы, слабые места конструкции и тенденции развития авиации. Он был открыт для студентов, задавал нам инженерные задачи, требовавшие порой решения сложных систем уравнений. Может быть, благодаря ему, в нашей среде был так высок интерес к работе в ВПК.
Военные сборы. Б. И. Тихомиров на техобслуживании МИГ-17, 1969 г.
К шестому курсу основные общеинженерные и специальные дисциплины были нами успешно изучены, и надо было готовиться к дипломному проекту. Преддипломную практику Борис проходил в московском ЭНИМСе - головном предприятии СССР по металлообрабатывающим станкам. Здесь разрабатывались и электроприводы. Годом ранее на технологической практике он проработал станочником на ЗИЛе. Практики позволили понять современный уровень и проблемы электропривода, а также задачи организации автоматизированных производств, на себе почувствовать систему и уровень оплаты труда. После практики появилось свободное время. Читали толстые журналы, посещали концерты в филармонии и кинотеатры. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова был бестселлером. Все думали о работе после института. Хорошо бы и тему диплома там получить. Это бывало редко, основная масса студентов получала темы на профильной кафедре. Мне и ещё четверым студентам из моей группы довелось два года работать программистами в вычислительном центре Смоленского авиационного завода (САЗ) в вечернее и ночное время. Завод осваивал производство самолёта ЯК-52 и крыла ЯК-40. Без информационной поддержки выполнить напряжённый план было невозможно, одновременно в производстве находились сотни тысяч наименований деталей, и они должны были вовремя быть поданными на сборку. Создали первый в области ВЦ с ЭВМ Минск-22. Обучение персонала и постановку задач по договору между САЗ и СФМЭИ осуществлял Станислав Николаевич Бушев, аспирант МЭИ и преподаватель кафедры ТОЭ, из которой рождалась кафедра вычислительной техники. Мы были подмастерьями. Трудно поверить, но быстродействие и объём памяти компьютеров ВЦ составляли около 1% от производительности одного современного смартфона, а работали на них десятки программистов. Работы становилось всё больше. Чтобы завершить начатое, требовалось как минимум три года. Работа выбрала меня и институт. Этот случай не единичный, в то время инновационное сотрудничество развивающихся высокотехнологичных предприятий и зарождающегося СФМЭИ было взаимовыгодным. Такое «живое дело» активно обсуждалось в институте, Борис с интересом слушал мои сказочные рассказы. Мы повзрослели, начали обзаводиться семьями. Пришел и мой черёд. Борис Иванович познакомился с моей невестой Валентиной, красивой самостоятельной девушкой, работавшей ревизором. Глубокомысленно и чуть испугано одобрил и стал нашим свидетелем на свадьбе. Он блестяще исполнил эту роль (участники свадьбы помнят это до сих пор) и позже стал свидетелем и на свадьбе Леонида и Галины Прокоповичей. Студенты два дня гуляли от души. А накануне, приглашая группу, я слышу звонкий голос Люды Антоновой, круглой отличницы, красавицы, ведущей танцовщицы, замужней примы СФМЭИ. «Миша, ты молодец, ну а что же Боря?» Надо что-то делать. Действительно, Борис все эти годы был на курсе завидной партией. Стройный, атлетичный, элегантный брюнет с умным улыбчивым лицом, хорошо учился, не был комсомольским активистом, однозначно распознавался женщинами как серьёзный и перспективный жених. Но он не обращал на них внимания и, по слухам, крутил с будущими учительницами. Созрел план. Я познакомил его с Верой, русской красавицей, самостоятельной девушкой, ревизором, свидетелем и подругой Валентины. Они понравились друг другу. Но что-то пошло не так.
Начался 1970 год. Последний год студентом и первый – инженером. Период разрядки международных отношений, плато Брежневского застоя, 100 лет со дня рождения В.И.Ленина. Провели всесоюзную перепись населения. Нас сосчитали, и оказалось, что в СССР проживает 241720134 человека, из них 130млн. русских, 6 млн. татар и более 2 млн евреев. На экраны вышел художественный фильм «Белое солнце пустыни». Китай запустил свой первый спутник, который на весь мир пел революционную песню «Алеет восток». Началась компьютерная революция, в США появился первый микропроцессор и персональный компьютер. В СССР произошли беспрецедентные 6 катастроф гражданских авиалайнеров с огромными человеческими жертвами.
Преподаватели электромеханического факультета СФМЭИ, 1970 г.
Мы погрузились в свои дипломные проекты, считали, рисовали графику, писали доклады. Всё это проверялось руководителями проектов, и нас допускали к защите. Защитились и ощутили радость и облегчение. Ненадолго. Распределение на работу новоявленных инженеров. Момент истины. Леонид Прокопович отправлялся на стекольный завод, дававший ему направление на учёбу, я оставался в СФМЭИ инженером - программистом отдела научно исследовательских работ, перед Борисом стояла проблема выбора. Было несколько вариантов. Мы их обсуждали, но явно хорошего не было. Борис метался, затем успокоился и выбрал Казанский «Гипронииавиапром». Почему? Никто до него туда не распределялся, информации об институте почти не было. Знакомых там не было. Значит, интуиция или Миссия. После войны в Смоленске было всё разрушено, целыми осталось несколько домов. Как крик души родился лозунг: «Живёшь на Смоленщине – будь строителем!» Он десятилетиями висел везде и прописался в нашем подсознании. Все мы строим, строим и не можем остановиться. Мы учились в строящемся институте, строили электросети по всей области. После института строили новые предприятия и бизнесы. Сначала проектировали и сразу строили. Борис был готов к этому, а упрямства и оптимизма ему было не занимать.
Пятьдесят лет в авиапроме
Прибыв по распределению в Казанский филиал Государственного проектно-конструкторского и научно-исследовательского института авиационной промышленности (Гипронииавиапром или ГАП), Борис Иванович Тихомиров был зачислен на должность инженера в группу автоматики в электротехнический отдел. Точно по специальности. Он с головой ушёл в дело, стал изучать первую в своей жизни предметную область – авиационную промышленность. Первую и единственную. Ему предстояло её проектировать и строить. Но началось всё с непредвиденного странного случая. Однажды мне и Прокоповичу пришло от Бори приглашение на свадьбу. Невеста, нам хорошо известная бывшая студентка его группы, отличница и танцовщица. Сюрприз. Начали готовиться, тем более, что Боря был свидетелем на наших свадьбах. И вдруг звонок из Казани. Почти неузнаваемый голос страдающего человека, сбивчивая речь. Оказалось, Боря был госпитализирован с диагнозом-аппендицит и прооперирован. Диагноз оказался ошибочным. Попала инфекция, начался перитонит, предстояла срочная операция. Состояние было тяжёлое, он прощался с нами. Выздоровев после операции, Борис отменил свадьбу и на долгие годы отложил создание семьи. Личная жизнь осталась его тайной. Борис Иванович постепенно проходит все ступени профессионального роста: инженер, старший инженер, руководитель группы, главный специалист электротехнического отдела. В 1986 г. был назначен главным специалистом филиала. Признание коллектива и руководства авиапрома. Поощрения за изобретательскую и рационализаторскую деятельность, а также за активную общественную работу и образцовое проведение новогодней ёлки. Вершина инженерной карьеры. В 1988 г. назначен начальником филиала. За эти годы Казанский филиал становится ведущим проектным центром авиационной промышленности СССР и в 1991 г. преобразуется в самостоятельный Казанский Гипронииавиапром, а Б.И. Тихомиров в 1992 г. становится его директором. В 1994 г. институт преобразуется в акционерное общество АО «Казанский Гипронииавиапром». Б.И. Тихомиров избирается Генеральным директором. Развал СССР и последовавший экономический кризис резко ухудшили положение института. Объём финансирования Министерством авиационной промышленности сократился в 10 раз. В советское время ГАП работал в просчитанном на годы вперёд графике, его главными задачами были: качественная проектная документация, соблюдение договорных сроков проектирования, контроль реализации проектов на стадии строительства. Он обладал сплочённым коллективом высококвалифицированных специалистов с уникальным опытом создания гигантских производственных комплексов, подобных корпусу 206 для производства самолёта ТУ-160. В условиях обрушения традиционного портфеля заказов на первый план стала задача выживания института - поиск новых заказов, развёртывание непрофильных видов деятельности, сохранения кадрового потенциала до лучших времён возвращения авиационных заказов. Под руководством Б.И. Тихомирова был разработан и реализован антикризисный план действий. В условиях зарождающейся рыночной экономики были разработаны проекты для фабрики нетканных материалов, швейной фабрики, валяльно-войлочного комбината, завода «Вакууммаш», Татспиртпрома и т. д. ГАП участвовал в проектировании жилых и общественных зданий по программе ликвидации ветхого жилья, создав проекты десятков микрорайонов, жилых комплексов, торговых и выставочных центров, спортивных объектов и административных зданий. Освоено проектирование реставрации зданий, являющихся архитектурными памятниками. Проектировались автомобильные и железные дороги.
Борис Иванович Тихомиров проработал в Казанском Гипронииавиапром 50 лет, из них 18 лет инженером и 32 года Генеральным директором. Целая эпоха в истории авиапрома. В лихие девяностые «красный директор-вэпэкашник», убеждённый государственник, в, казалось, безвыходной для института ситуации, возглавил рыночные реформы, разработал программу создания многопрофильного проектного, научно - исследовательского, технологического, строительного и сервисного центра, ориентированного на народное хозяйство, и убедил коллектив, лично находил заказчиков, работал с руководством Республики Татарстан и общественными организациями. Все вместе добились высокого результата. Вместо банкротства и потери коллектива – почти двукратный рост и огромный народно-хозяйственный эффект. Как раз успели к смене поколений в авиации, к новым проектам в авиапроме.
Все эти годы Борис Иванович не терял связи со Смоленщиной. При первой возможности посещал родителей, помогал им и брату. Интересовался жизнью СФМЭИ, судьбой выпускников и одноклассников. Для нас был праздник, когда Борис бывал в гостях в семье. Шумное застолье, анекдоты, розыгрыши. От жизни Боря иногда переходил к стихам, написанным от отчаяния в свободной лексике. Затем он терял интерес ко мне или к Прокоповичу и долго задушевно беседовал с нашими жёнами, Валентиной и Галиной. Он был на наших юбилеях, мне на 60 летие подарил роскошный татарский халат с золотым шитьём.
35-летие свадьбы Леонида и Галины Прокоповичей, г. Рославль, Смоленская область, 2005 г.
Мы были в курсе дел друг друга, решали схожие проблемы, находились в постоянном напряжении, иногда в стрессе. Заработали схожие сердечно-сосудистые заболевания. 70 летие Бориса мы с женой, Прокоповичи и Боря отмечали в Смоленске. То, что мы увидели, повергло нас в ужас. Давняя болезнь тазобедренного сустава обострилась, и он фактически не мог ходить. Мы давно уговаривали его лечиться, сделать операцию. Он соглашался, но говорил, что некогда, авиапром ещё не обновлён. Авиация быстро изменялась. Новые композитные материалы, радиоэлектронное оборудование, бортовые и глобальные компьютерные сети, искусственный интеллект, БПЛА, аэрокосмические аппараты – всё это требовало незамедлительной реакции проектно-конструкторского сообщества авиапрома. Борис Иванович был полон энергией и планов. Миссия продолжалась. Личной жизни почти не было, не было семьи и детей, жил работой. Здоровье всё чаще давало сбои. Надо было решать, что делать. И только в начале 2020 года в телефонном разговоре он проговорился, что интересуется жильём в Смоленске. Мы обрадовались, но было поздно, в июне он заболел ковидом и умер от инфаркта. В дождь делегации ГАП, Смоленского авиационного завода, родные, близкие и мы с Леонидом Валерьяновичем Прокоповичем проводили Бориса Ивановича Тихомирова в последний путь. В соответствии с его последней волей его похоронили рядом с могилами отца, матери и брата на Гурьевском кладбище, недалеко от Смоленского авиационного завода.
P.S. По инициативе трудового коллектива АО «Казанский Гипронииавиапром», поддержанной руководством авиапрома, Решением общего собрания акционеров постановили: АО «Казанский Гипронииавиапром» назвать АО «Казанский Гипронииавиапром имени Тихомирова». В рабочем кабинете Б.И.Тихомирова создать музей бывшего Генерального директора. Изменение названия института зарегистрировано в Едином Государственном реестре юридических лиц 07.10.2020 г.