Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске располагает универсальным оснащением и оборудованием, которое используется в процессе обучения контингента обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ: мультимедийные аудитории для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования/выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, компьютерные классы, различные лаборатории, спортивный зал №1.
Средства обучения и воспитания подкреплены развитой за многие годы системой внеучебной работы со студентами филиала.
Структура управления внеучебной работой (ВР) в филиале ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске представляет собой динамичную систему, элементы которой между собой функционально связаны.
Координатор воспитательной деятельности всех структур филиала – Совет по воспитательной работе. Его задача – научный поиск и разработка концепции воспитательной работы, выработка рекомендаций для решения актуальных проблем.
Основным звеном в организации и управлении воспитательным процессом, формировании органов студенческого самоуправления, проведении различных мероприятий, праздников, конкурсов, координационной работы кураторов является кафедра; лицом, административно-ответственным за осуществление воспитательной работы на выпускающей кафедре, – заместитель заведующего кафедрой по воспитательной работе. Кафедра развивает кругозор, профессиональные умения и навыки обучающихся, организует не только учебный процесс, но и «круглые столы», дискуссионные клубы по интересам, конкурсы, деловые игры, олимпиады во внеурочное время.
При обеспечении единства обучения и воспитания, повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, усилении влияния педагогического коллектива на формирование личности велика роль куратора. Целенаправленная деятельность куратора позволяет всесторонне изучить качества личности каждого обучающегося и способствовать их развитию.
Организация студенческого быта и досуга в общежитиях филиала во многом определяет степень доверия и уважения к руководителям института, профессорско-преподавательскому составу. Связующим звеном в определении отношений сотрудничества, взаимовыручки, в разрешении межличностных конфликтов, формировании культуры быта и досуга в специфичных условиях и формах выступают студенческие советы общежитий, работающие в сотрудничестве с воспитателями общежитий.
Формирование у обучающихся потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни, разработка общеинститутских физкультурно-оздоровительных программ, проведение спортивных соревнований, организация научных студенческих конференций по проблемам здорового образа жизни – работа кафедры физвоспитания, одного из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Субъектами организации всех видов деятельности обучающихся являются директорат, Совет по воспитательной работе, Совет кураторов 1 и 2 курса, кафедры, профком студентов, Совет старост филиала, студсоветы общежитий, самодеятельные студенческие объединения, сами обучающиеся.
Содержание воспитательной работы определяется накопленным опытом работы ранее существовавших факультетов, кафедр, общественных организаций. Практическое применение находят не только новые, современные формы внеучебной и воспитательной работы, но и традиционные, которые сохраняются на протяжении многих лет и находят широкую поддержку в студенческой среде.
Поддержку филиалу в реализации системы воспитательных мероприятий оказывает Ассоциация выпускников филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске.
Психолого-педагогическое сопровождение обучения студентов-инвалидов осуществляется профессиональным психологом по пожеланиям студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.
В рамках сопровождения обучения реализуются следующие направления работы: диагностическое; психокоррекционное; профилактическое.
Проводится психодиагностическое обследование с целью выявления особенностей психоэмоциональной, мотивационной сферы личности, сложившихся паттернов поведения, степени развития дезадаптивного состояния. Изучается исходный уровень развития социальных навыков и умений у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это способствует повышению эффективности дальнейшее профилактической и психокоррекционной работы.
Профилактическое направление работы включает в себя следующие элементы:
- формирование устойчивой мотивации к продолжению обучения;
- повышение уровня толерантности к стрессогенным воздействиям;
- повышение компенсаторных возможностей личности, помощь в профессиональном самоопределении.
Психокоррекционное направление работы включает индивидуальные консультации, которые нацелены на снижение уровня психоэмоционального напряжения, разрешение внутри- и межличностных конфликтов, формирование активной жизненной позиции.