4
приходили на уроки. В эти дни в классах сидело по 5-10 человек. Помню
также, как группа учеников из моего 6 класса (это было в 1927 году)
встречала за несколько кварталов до школы «штрейкбрехеров», тех, кто,
несмотря на договоренность, шёл в школу, и заставляла их возвращаться
домой». [2] Отмечаются антисоветские настроения школьников и в более
поздние годы.
Поэтому можно говорить о том, что образование и религия – те
сферы, которые с началом ВОв и оккупации если и претерпевали
изменения, то весьма незначительные. Следует сказать, что в целом
система образования на оккупированных территориях была сохранена, и,
более того, в образовательном процессе использовались учебники,
изданные ещё при советской власти. Одно из существенных различий
заключается в том, что если раньше школа была отделена от церкви
соответствующим Декретом СНК, то теперь преподавание религии
включалось в школьную программу. В ряде школ с начала 1942 года
вводился новый предмет – Закон Божий, к преподаванию которого
привлекались наспех подготовленные для этой цели законоучители.
Однако повсеместного охвата школ этим предметом не произошло, в
основном из-за нехватки соответствующих учителей. Впрочем, в Брянске
уже к концу 1942 года эта проблема была практически полностью решена.
А в школах Смоленска этот предмет был введен лишь в мае 1943 г., хотя
преподавали его священнослужители церквей города. В частности, в
школе № 3, по просьбе ее директора В. Н. Гришина, Закон Божий вел
настоятель Гурьевской церкви Евгений Лызлов. Если верить
оккупационной коллаборационистской прессе, предмет воспринимался
школьниками с большим интересом, а их родители поддерживали
введение Закона Божьего в школьную программу.
Особое отношение, как у германских оккупационных властей
(политического отдела), так и у отделов просвещения, было к истории, как
предмету идеологически нагруженному. Следует также добавить, что
история была ещё и «молодым» предметом, поскольку до 1930-х гг.
история в школе не преподавалась. Хотя ведущее место и отводилось
истории России, учителям предписывалось делать основной акцент на
положительные стороны европейской ориентации России. Например, при
изучении колонизаторской деятельности самодержавия требовалось особо
подчеркивать позитивные итоги переселения немецких крестьян в Россию.
Необходимо было останавливаться на эпохе русского абсолютизма,