Шумихин Павел Иванович
В июне 1941 года мне исполнилось 16 лет. К этому времени я закончил
7 классов неполной средней школы и хотел продолжить учебу в техникуме. Вероломное нападение фашистской Германии на нашу Родину прервало мирную жизнь нашего народа, нарушило мирные планы советских людей. В августе 1941 года я решил пойти в школу ФЗУ при военном заводе г. Благовещенска на Урале с тем, чтобы получить рабочую специальность и своим трудом помогать фронту.
Учеба в ФЗУ была напряженной и короткой. Через четыре месяца занятий я, как и другие мои сверстники, получившие различные специальности, стал работать самостоятельно. Мы заменили у станков ушедших на фронт кадровых рабочих. Наш завод изготавливал для фронта мины, гранаты. На заводе в то трудное время работали в основном подростки, женщины, солдаты, пришедшие после ранения с фронта и часть кадровых рабочих, оставленных для работы по брони.
Мы стойко переносили невероятные трудности: слабое питание, недостатки в обеспечении жильем, одеждой, топливом. Работали по 12 часов в сутки, без выходных, не рассчитывая на вознаграждение, с единственным стремлением как можно больше и лучше сделать продукции для фронта, чтобы приблизить победу.
На военном заводе я проработал до сентября 1943 года и получил бронь от призыва в Красную Армию. Но моя просьба отправить меня на фронт была удовлетворена, и 14 сентября 1943 года меня направили в Селищенскую военную школу авиамехаников г.Петропавловска (Северный Казахстан). Программа этой школы рассчитана на два года учебы в мирное время, а мы изучили программу за 5 месяцев. После окончания школы меня направили в 14 запасной истребительный авиационный полк, в котором проходили подготовку и переучивание летчики, отправлявшиеся на фронт. Службу в запасном авиационном полку я проходил в должности авиамеханика, занимался ремонтом и подготовкой самолетов к вылетам, обслуживал полеты. Кто знаком с авиацией, тот представляет, насколько кропотлив и нелегок труд авиационного механика. Нужно постоянно содержать самолет в боеготовом состоянии, обеспечивать исправную работу этой сложной машины в полете, А за нами, механиками, было закреплено по 2-3 самолета, так как не хватало авиационных специалистов. Поэтому летчикам-инструкторам и механикам запасного авиаполка приходилось очень много работать, чтобы выполнить установленную программу подготовки для фронта молодых летчиков, прибывающих к нам из летных училищ. Но многие из летчиков-инструкторов и механиков мечтали о направлении на фронт, чтобы принять непосредственное участие в боевых действиях. Подавал несколько рапортов и я, но получал отказ, так как механиков было крайне мало, и только в октябре 1944 года моя просьба была удовлетворена.
Я получил назначение в III гвардейский истребительный авиационный: Сталинградский Краснознаменный полк. Условия фронтовой жизни и работы отличались от тыловых условий. Размещались мы в землянках, которые сами строили. Днем обслуживали боевые вылеты, а вечером и ночью осматривали, ремонтировали и готовили самолеты к вылету на следующий день. Механик не имел права уходить с аэродрома, если его самолет не был подготовлен к вылету.
В конце 1944 года наш полк, получив новые самолеты, перебазировался в Польшу на аэродром г.Кросно. В тяжелых условиях зимнего периода 1944-1945 годов вели напряженные боевые действия войска 4-го Украинского фронта по освобождению Польши и Чехословакии. В это время наш полк прикрывал наземные войска с воздуха, удерживая завоеванное господство в воздухе. Летчики полка выполняли по 3-4 боевых вылетов в день.
Вспоминается один эпизод из боевых действий. В нашу эскадрилью прибыл из училища летчик, лейтенант Кузнецов. Возвращаясь с задания, Кузнецов встретился с тремя истребителями противника. Завязался воздушный бой, в котором Кузнецов подбил один немецкий истребитель. Два других немецких истребителя продолжали атаковать нашего летчика. В самолет Кузнецова попало несколько снарядов, перебиты тросы управления рулем поворота, повреждены фюзеляж и цилиндры двигателя. Однако молодой летчик с честью вышел из сложнейшей ситуации. С трудом дотянул до своего аэродрома и удачно произвел посадку. Конечно, мне и моим товарищам - механикам, пришлось немало потрудиться, чтобы за оставшиеся полдня и ночь восстановить самолет: заменить тросы управления и два цилиндра двигателя, отремонтировать фюзеляж самолета. К утру самолет был готов, и Кузнецов продолжал выполнять боевые вылеты.
Весной 1945 года полк перебазировался на территорию Восточной Германии и произвел посадку на аэродроме Глейвиц. Это был наш последний аэродром, с которого полк вел боевые действия в Великой Отечественной войне.
Полк участвовал в, операциях по освобождению Моравской Остравы, Праги и других городов Чехословакии и Восточной Германии. Бои и здесь носили не менее ожесточенный характер, чем в предыдущие годы войны. Немцы несли потери как в воздухе, так и на земле. Завоеванное ранее господство в воздухе наши летчики удерживали иразвивали далее. Однако не обходилось и у нас без потерь. Мы видели, как отважно сражались летчики, стрелки-радисты соседнего штурмового авиаполка, некоторые из них не дожили до Дня победы, погибли в последние недели войны. Не вернулись с задания и несколько летчиков нашего III авиаполка, в том числе погиб и опытный летчик, заместитель командира нашей эскадрильи капитан Сатаев. Выполняя боевое задание, Сатаев был тяжело ранен и возвращался на свой аэродром. Теряя сознание, он не смог произвести правильный расчет на посадку, пролетев высоко над взлетной полосой, пошел на набор высоты, упал в штопор и погиб на глазах у всех, находившихся в то время на аэродроме. За смерть капитана Сатаева и других летчиков полк сполна отомстил фашистам.
Участвуя в весеннем наступлении наших войск, летчики полка сбили и уничтожили на земле более 70 самолетов противника. В этих боях особенно отличился командир нашей эскадрильи, герой Советского Союза, гвардии майор Петр Гнидо, ныне генерал Советской Армии. Он лично сбил в воздушных боях 8 самолетов противника. Особенно нам всем запомнился один из последних боев майора Гнидо. В одно апрельское утро 1945 года майор Гнидо первым обнаружил в воздухе недалеко от нашего аэродрома немецкий истребитель ME-109. В считанные минуты он взлетел и пошел навстречу немецкому летчику. Завязался бой. Нашему опытному, отважному летчику понадобилось не более 10 минут, чтобы дважды "прошить" очередями немецкий самолет. Подбитый самолет противника упал на окраине нашего аэродрома, летчик прыгнул с парашютом; Вскоре немецкого летчика привезли к нам на аэродром. Он оказался опытным асом, имел много наград, сбил более 30 самолетов – «английских»; как он заявил на допросе. Свое личное оружие и шлемофон он передал здесь же майору Гнидо.
Подходила концу самая тяжелая и кровопролитная война нашего народа против Фашисткой Германии. Свой достойный вклад в общего победу внес наш IIIгвардейский истребительный авиационный Сталинградский Краснознаменный полк, сформированный в начале войны под Ленинградом. Полк защищал небо Москвы, участвовал в битвах за Сталинград, Краснодар, Новороссийск, Харьков, на Курской дуге, за Киев, Львов, Черновцы, освобождал братскую Польшу и Чехословакию.
Личным составом полка сбито и уничтожено более 500 самолетов противника, большое количество живой силы и техники. В полку выросли и закаливались в боях многие замечательные летчики, а восемь летчиков были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Большой неоценимый вклад в дело выполнения боевых заданий полка внесли также механики, техники, инженеры.
Вспоминая те тяжелые года, события, думается, что только героизм, самопожертвование, огромнейший труд советских воинов, тружеников тыла помогли нам выстоять, завоевать победу, освободить советских людей и народы Европы. И хочется верить, что подобные испытания никогда не повторятся, но для этого нам нужно постоянно бороться за мир.